В большинстве ВСС оперативно-технологическая и общеслужебная телефонная связь традиционно организуются раздельно с использованием разных систем связи и линий. При этом в технологической связи существует несколько видов автономной связи, из которых большинство организовано по диспетчерскому принципу. Такое положение сложилось из-за следующих особенностей технологической связи:

• групповой способ организации, предполагающий включение множества АЛ к одному пульту связи руководителя;

• наличие индивидуального, группового или циркулярного вызова оперативных абонентов;

• требование высокой надежности связи за счет резервирования оборудования коммутации, каналов и линий связи;

• требования высокой скорости установления соединения;

• исключение состояния недоступности к абонентам оперативной связи;

• обеспечение специальных требований, включающих оперативную идентификацию телефонного номера звонящего абонента, контроль и регистрацию телефонных речевых переговоров, учет и регистрацию телефонных соединений, автоматическое речевое оповещение абонентов сети и др.

В современном процессе развития техники связи можно выделить две важные тенденции. 1) происходит расширение функциональных возможностей технических средств, благодаря чему они становятся более удобными для пользователя; 2) создаются интегральные сети, объединяющие различные виды передаваемой информации, что в конечном итоге улучшает эргономические и экономические показатели систем связи.

Эти тенденции базируются на внедрении МПУ, позволяющего при небольших затратах реализовать сложные алгоритмы, а также на возможности представлении в цифровой форме всех видов информации.

Анализ текущего состояния ведомственных сетей оперативно-технологической связи (ОТС) показывает, что отмеченные тенденции не всегда находят в них должного воплощения.

Совершенствование специальной аппаратуры, за редким исключением, идет по пути разработки устройств, хотя и на новой элементной базе, но без существенного увеличения числа сервисных функций.

Если тезис о необходимости и возможности применения программного управления не требует доказательств, то предпосылки для интеграции сетей оперативно-технологической и общеслужебной телефонной связи (ОСС) в каждом конкретном случае нуждается в обосновании и аргументации.

Имеющиеся статистические данные по распределению средней нагрузки в различных видах ОТС позволяют выявить две закономерности:

1) во всех видах связи наблюдаются ярко выраженные ЧНН. По одним видам это время совпадает со временем проводимых ежедневно оперативных планерок, по другим видам с проведением ежедневных сводок и т.п.;

2) величина нагрузки в ЧНН по видам ОТС составляет не более 0,5-0,7 Эрл (часо-занятие в час), в то время как на автоматически коммутируемой общеслужебной сети обслуженная нагрузка канала обычно составляет 0,6-0,8 Эрл.

Основываясь на этих факторах, можно утверждать, что объединение каналов и линий ОТС и ОСС в общих пучках, включаемых в общие коммутационные узлы, позволит существенно повысить эффективность использования оборудования и каналов. Преимущества в этом случае будут достигнуты за счет суммирования телефонных нагрузок с несовпадающими ЧНН, а также за счет того, что общий пучок будет достаточно большим. При неизменном качестве обслуживания, чем больше линий в пучке, тем лучше эти линии используются.

Реализация отмеченных закономерностей на базе оборудования коммутации сети ОСС, безусловно, потребует существенного изменения в алгоритме работы системы коммутации, а это возможно только при условии наличия программного управления в системе.

Разделение систем ОТС и ОСС было продиктовано невозможностью У АТС первых поколений (электромеханических, аналоговых) выполнять требования технологической связи.

Системы ОТС, в отличие от ОСС, характеризуются относительной простотой аппаратуры при наличии высоких требований к надежности связи, скорости установления соединения без набора номера нажатием одной кнопки, наличию группового и циркулярного вызовов, исключению недоступности к абонентам и т.п.

Современные У АТС, имеющие управление по записанной программе, предоставляют абонентам дополнительные виды обслуживания (ДВО) и связи (ДВС), которые могут быть использованы для организации ОТС. Наиболее перспективными в этом отношении являются цифровые УАТС с временной коммутацией построенные по 180Ы технологии, поскольку позволяют с наименьшими затратами реализовать одновременно функции ОТС и ОСС.

Таким образом для организации ОТС цифровые УАТС должны иметь следующие функциональные возможности:

• оперативную связь между руководителями и их подчиненными с установкой у пользователя общего для оперативной и обычной связи абонентского устройства: у руководителя - цифрового пульта с кнопками прямого вызова и с дисплеем, встроенным в пульт; у подчиненного - аналогового или цифрового аппарата; руководитель имеет возможность подключиться к занятому подчиненному; при занятости руководителя сообщения о новых вызовах поступают на его дисплей; при желании руководитель может ответить на новый вызов с удержанием прерванного разговора;

• организации дуплексной конференцсвязи, в которой могут участвовать не менее 30 абонентов, причем в конференции могут участвовать абоненты ЛС и внешние абоненты, аппараты которых включены в разные АТС;

• организовать рабочие места телефонисток для обслуживания оперативных абонентов для предоставления междугородных соединений (замена ручных междугородных коммутаторов);

• равномерного распределения вызовов между операторами; постановки вызовов в очередь при занятости всех операторов; ведения статистического учета за работой операторов;

• при отсутствии вызываемого абонента записать адресованное ему речевое сообщение в памяти ГП; на аппарате отсутствующего абонента отображать сообщение о наличии этого сообщения;

• осуществлять учет разговоров для заданной группы абонентов;

• организовывать подключение к системам радиосвязи с МА;

• осуществлять регистрацию телефонного номера вызывающих абонентов ТфОП;

• осуществлять подключение к системам регистрации голосовых сообщений (запись переговоров).

Используемые УАТС должны позволять гибко вносить аппаратные и программные дополнения, что необходимо для согласования цифровых станций со специализированной сигнализацией на городской и междугородной сети связи.

Аппаратные решения в стандарте рест | Корпоративные сети связи | Концепция создания автоматизированных систем диспетчерского управления