<\ Ведомственная связь (ранее называвшаяся учрежденческо-производственной) еще каких-нибудь десяток лет тому назад казалась весьма скучным, очень узкоспециальным предметом, ею интересовались в основном только те отрасли народного хозяйства, которые она обслуживала.

В современную же эпоху информационного взрыва эффективно организованная ведомственная (корпоративная) связь становится залогом коммерческого успеха всего предприятия (эффективность управления компанией, по некоторым оценкам, на 70% зависит от полноты и своевременности предоставления информации). Наглядным этому примером служат современные ведомственные сети отечественных предприятий, организованные за последние годы.

Махина национальной ТфОП оказалась в силу своей инерционности далеко не всегда способной соответствовать требованиям времени и изменяющимся задачам современного бизнеса. Кроме того, небольшие организационные структуры по своей природе более восприимчивы к новым технологиям и открыты для радикальных преобразований. Поэтому начало 90-х годов явилось началом бума в ВСС. Промышленные компании и банки стали обзаводиться собственными сетями и системами связи, а существующие производственные коммуникационные сети получили реальную возможность модернизации. Взлетели вверх кривые роста поставок телекоммуникационного оборудования для ВСС (учрежденческих АТС, систем передачи данных, маршрутизаторов, пакетных коммутаторов). Известные мировые производители техники этого класса, такие как Cisco Systems, Newbridge, Networks, Nortel и т.п. практически ежегодно удваивают объем продаж своей продукции в России. Операторам связи крупных ВС становится тесно в узких рамках одной отрасли, и они уже готовы выйти на общероссийский рынок связи с предложением пользователям коммерческих услуг.

Ведомственные организации связи в настоящее время стали существенным, однако, далеко не полностью используемым резервом рынка услуг ЭОП. Сегодня они имеют мощные узлы связи, разветвленную инфраструктуру, коммутационные сети, покрывающие практически всю территорию страны. Этим организациям подвластны практически все современные виды связи - от традиционной телефонии до передачи данных, радиосвязи и спутниковых телекоммуникаций. Таким образом, с одной стороны, они могут стать источником расширения услуг классической электросвязи там, где есть в этом необходимость, а с другой - превратиться в серьезных конкурентов региональных и национальных монополистов при формировании единого информационного пространства России.

Общий технический потенциал ВСС страны по приблизительным оценкам составляет 50% от возможностей систем ЭОП. Производственная связь при правовой поддержке со стороны государства могла бы, по мнению руководителей ведущих ВС, поднять средний показатель телефонной плотности в России с 18 до 30 телефонных аппаратов на 100 жителей, учитывая также телефонизацию труднодоступных и сельских районов - самого слабого звена отечественной ССОП. '

За последние годы большинство ВСС превратились в интегрированную разветвленную цифровую инфраструктуру, надежность работы которой обеспечивается наличием множества резервных поперечных и продольных линий.

Обновление немолодого «организма» сети, модернизация сотен узлов и тысяч линий связи на ВСС должно производиться, без перерывов в информационном обеспечении управляющих структур и технологической связи. Традиционные генеральные схемы развития подобных сетей обычно предусматривают реконструкцию линейных сооружений и перевод на цифровые технологии отдельных направлений или зон. Такой подход потребует для создания цифровой ВСС не менее 15-20 лет, до полной замены всех аналоговых линий на цифровые, с одновременным «замораживанием» огромных денежных средств.

Возможен и другой путь, который в последнее время выбирают многие фирмы-производители. Этот путь позволяет, не перестраивая первичную сеть, оперативно формировать структуру цифровой сети с возможностью предоставления услуг ISDN одновременно во всех опорных точках (в минимальном объеме на первом этапе и с модернизацией магистральных линий в дальнейшем), что позволяет минимизировать затраты и быстро получить доходы от новых услуг.

Для любой крупной промышленной фирмы разрабатывается «Концепция единой ведомственной сети связи», объединяющей узлы автоматической коммутации (УАК), автоматические (АМТС) и ручные (РМТС) междугородные телефонные станции, системы спутниковой связи, транкинговую сеть, сети передачи данных, другие аналоговые и цифровые сети с опорными узлами в точках максимальной нагрузки и местах расположения основных производственных объектов. Практически затраты на создание основы интегрированной ВСС соизмеримы с расходами на строительство 2-3 тыс. км ВОЛС с ЦСС и АТС.

Рассматривая вопросы модернизации ВС необходимо четко сформулировать телекоммуникационные потребности своего предприятия, так как эффективность работы будущей сети во многом зависит от грамотно составленного технического задания.

Первоначально нужно определить топологию сети - схему соединений между ее узлами, чаще всего являющимися филиалами фирмы или предприятия. Необходимо учитывать при этом, что избыточные соединения часто усложняют работу сети и повышают ее стоимость. В сетях с единым центром обработки информации, услугами которого пользуется множество удаленных филиалов, слабо взаимодействующих друг с другом, применяют топологию типа «звезда». В такой сети связь между филиалами осуществляется через центральный узел. В тех случаях, когда обмен информацией между отдельными филиалами происходит особенно интенсивно, целесообразно реализовать смешанную сетевую топологию, где эти филиалы будут связаны напрямую. Такую топологию часто применяют в сетях банковских служб и на производствах с централизованным управлением и широкой сетью региональных филиалов, дистрибуторов или поставщиков продукции. В этих сетях нередко формируются региональные подсети со своими специфическими технологическими особенностями. В сетях, где связь всех филиалов между собой должна осуществляться с минимальным временем задержки при передаче сигналов, следует применять полносвязную топологию. При этом каждый узел сети будет иметь возможность устанавливать прямое соединение с любым другим ее узлом. Эту топологию применяют в ВСС с большим и разнонаправленным телефонным трафиком, а также в системах ПД со случайными соединениями между своими узлами и жесткими требованиями к временным задержкам. Достоинства данной топологии неоспоримы, однако не во всех случаях ее применение экономически обосновано.

Для каждой телекоммуникационной услуги (телефонной и факсимильной связи, ПД и т.д.), необходимой предприятию, требуется определить оптимальные топологию и технологию сети связи, а также предусмотреть возможности их интеграции.

Следующая задача - оценка объемов передаваемого по сети трафика. Задача весьма сложная, особенно для тех предприятий, которые интенсивно развиваются и планируют со временем выполнить полное переоборудование своей инфраструктуры связи. В таких случаях рекомендуется применение технологий, способных развиваться «в ногу» с ростом потребностей предприятия, но оценить объемы изначального и перспективного трафиков все же необходимо. Можно пойти по пути экстраполяции данных о загрузке существующих каналов связи (которые включают размеры типовых передаваемых сообщений, а также длительность и частоту телефонных разговоров за определенный период времени, ЧНН) с учетом запланированного роста числа пользователей сети. Таким образом, расчет загруженности сети производится в соответствии с величиной трафика в ЧНН, когда нагрузка максимальна. Большое значение имеет учет изменений объема трафика в зависимости от направления ПД по каждому из сетевых каналов. Зная требования к допустимым временным задержкам для всех типов сетевого трафика, можно использовать систему их приоритетов, повышающую эффективность распределения ресурсов сети.

Интеграция, как закономерность развития электросвязи на современном этапе | Корпоративные сети связи | Тенденции и особенности развития ведомственных сетей в россии